Введение

"Папье-маше" в переводе с французского означает "жёваная бумага", то есть
бумажная масса, смешанная с клеем,
мелом, гипсом и пр. Именно так
трактуется определение этого слова
в словаре. На сегодняшний день
данный вид искусства считается
редким и экзотическим.
В детстве уже само слово «папье-маше» завораживало: казалось, это что-то нереально-прекрасное, жутко сложное в изготовлении и крайне ценное. Но большинство из нас ещё в школе познакомилось с данным материалом. А вот маленький Сережа Потапов не только познакомился, а настолько увлекся, что это стало частью его жизни и соискало любви у народа.
"Папье-маше" в переводе с французского означает "жёваная бумага", то есть бумажная масса, смешанная с клеем, мелом, гипсом и пр. Именно так трактуется определение этого слова в словаре. На сегодняшний день данный вид искусства считается редким и экзотическим.
В детстве уже само слово «папье-маше» заворажив-ало: казалось, это что-то нереально-прекрасное,
жутко сложное в изготовлении и крайне ценное.
Но большинство из нас ещё в школе познакоми-
лось с данным материалом. А вот маленький
Сережа Потапов не только познакомился, а
настолько увлекся, что это стало частью его
жизни и соискало любви у народа.
"Папье-маше" в переводе с французского означает "жёваная бумага", то есть бумажная масса, смешанная с клеем, мелом, гипсом и пр. Именно так трактуется определение этого слова в словаре. На сегодняшний день данный вид искусства считается редким и экзотическим.
В детстве уже само слово «папье-маше» завораживало: казалось, это что-то нереально-прекрасное, жутко сложное в изготовлении и крайне ценное. Но большинство из нас ещё в школе познакомилось с данным материалом. А вот маленький Сережа
Потапов не только познакомился, а настолько
увлекся, что это стало частью его жизни и
соискало любви у народа.
"Папье-маше" в переводе с французского означает "жёваная бумага", то есть бумажная масса, смешанная с клеем, мелом, гипсом и пр. Именно так трактуется определение этого слова в словаре. На сегодняшний день данный вид искусства считается редким и экзотическим.
В детстве уже само слово «папье-маше» завораживало: казалось, это что-то
нереально-прекрасное, жутко сложное в изготовлении и крайне ценное. Но большинство из нас ещё в школе познакомилось с данным материалом. А вот маленький Сережа Потапов не только познакомился, а настолько увлекся,
что это стало частью его жизни и соискало любви у народа.
"Папье-маше" в переводе с французского означает "жёваная бумага", то есть бумажная масса, смешанная с клеем, мелом, гипсом и пр. Именно так трактуется определение этого слова в словаре. На сегодняшний день данный вид искусства считается редким и экзотическим.
В детстве уже само слово «папье-маше» завораживало: казалось, это что-то нереально-прекрасное, жутко слож
ное в изготовлении и крайне ценное. Но большинство из
нас ещё в школе познакомилось с данным материалом.
А вот маленький Сережа Потапов не только
познакомился, а настолько увлекся, что это стало
частью его жизни и соискало любви у народа.

О масках

Широко пользоваться
масками начали уже в
античном греческом
театре. В старину, в Грузии,
крестьяне, справляя
праздник урожая, устраивали
так называемые берикаоба–
шествие масок. В наши дни
маски украшают карнавалы и празднества во многих странах
мира. Все, что можно увидеть на выставке, сделано из самого доступного для всех нас материала.
шерстяные пучки на ушах, подравняйте, наклейте на изделие и равномерно расправьте. Ресницы готовы. Как раз такими являются ресницы у Тинатин (Шота Руставели, «Витязь в тигровой шкуре»). Помните: «Над пучиной глаз чернильных
висли копьями ресницы».
Возьмите газету или, что еще лучше –
бумагу, в которую заворачивают посылки
на почте – она более пористая.
Пропитайте хорошенько клеем, затем
приложите к ней слой марли. Из податливой
использовать длинную мочалку из лыка, пеньки. Например, расплетенный морской канат художник сумел превратить в кудри Демона. А пышные ресницы легко можно делать из собачьей шерсти. Подрежьте у своего любимого питомца
На вопрос, какой материал предпочитает художник для своей работы, Сергей Иванович отвечал определенно: «…только бумагу. Можно делать из мрамора плохо, и из бумаги хорошо, как из мрамора. И еще: тут никогда не рискуешь испортить. Сделал не так – не беда. Бери новый лист и снова создавай.» Впрочем, мастер предпочитал не объяснять этого посетителям его выставок.Потому что для них важна иллюзия, впечатление, образ…
мягкой массы можно сделать какую угодно маску или скульптуру. Для волос удобно
Широко пользоваться масками начали уже в
античном греческом театре. В старину, в Грузии,
крестьяне, справляя праздник урожая,
устраивали так называемые берикаоба–шествие
масок. В наши дни маски украшают карнавалы и празднества во многих странах мира. Все, что можно увидеть на выставке, сделано из самого доступного
любимого питомца шерстяные пучки на ушах, подравняйте,
наклейте на изделие и равномерно расправьте. Ресницы готовы.
Как раз такими являются ресницы у Тинатин (Шота Руставели,
«Витязь в тигровой шкуре»). Помните: «Над пучиной глаз чернильных
висли копьями ресницы».
для всех нас материала. Возьмите газету или, что еще
лучше – бумагу, в которую заворачивают посылки на
почте – она более пористая. Пропитайте хорошенько
клеем, затем приложите к ней слой марли. Из податливой
мягкой массы можно сделать какую угодно маску или
скульптуру. Для волос удобно использовать длинную мочалку
из лыка, пеньки. Например, расплетенный морской канат
художник сумел превратить в кудри Демона. А пышные ресницы легко можно делать из собачьей шерсти. Подрежьте у своего
На вопрос, какой материал предпочитает художник для своей работы, Сергей Иванович
отвечал определенно: «…только бумагу. Можно делать из мрамора плохо, и из бумаги
хорошо, как из мрамора. И еще: тут никогда не рискуешь испортить. Сделал не так – не беда.
Бери новый лист и снова создавай.» Впрочем, мастер предпочитал не объяснять этого посетителям его выставок.Потому что для них важна иллюзия, впечатление, образ…
Широко пользоваться масками начали уже в античном
греческом театре. В старину, в Грузии, крестьяне, справляя
праздник урожая, устраивали так называемые берикаоба–
шествие масок. В наши дни маски украшают карнавалы и празднества во многих странах мира. Все, что можно увидеть
Подрежьте у своего любимого питомца шерстяные пучки на ушах,
подравняйте, наклейте на изделие и равномерно расправьте. Ресницы готовы.
Как раз такими являются ресницы у Тинатин (Шота Руставели, «Витязь в
тигровой шкуре»). Помните: «Над пучиной глаз чернильных висли копьями ресницы».
на выставке, сделано из самого доступного для всех нас
материала. Возьмите газету или, что еще лучше, – бумагу, в которую заворачивают посылки на почте – она более пористая. Пропитайте хорошенько клеем, затем приложите к ней слой марли. Из податливой
мягкой массы можно сделать какую угодно маску или скульптуру.
Для волос удобно использовать длинную мочалку из лыка, пеньки.
Например, расплетенный морской канат художник сумел превратить в
кудри Демона. А пышные ресницы легко можно делать из собачьей
шерсти.
На вопрос, какой материал предпочитает художник для своей работы, Сергей Иванович
отвечал определенно: «…только бумагу. Можно делать из мрамора плохо, и из бумаги
хорошо, как из мрамора. И еще: тут никогда не рискуешь испортить. Сделал не так – не беда. Бери новый лист и снова создавай.» Впрочем, мастер предпочитал не объяснять этого посетителям его выставок.Потому что для них важна иллюзия, впечатление, образ…
Широко пользоваться масками начали уже в
античном греческом театре. В старину, в Грузии, крестьяне, справляя праздник урожая, устраивали так называемые берикаоба–шествие
масок. В наши дни маски украшают карнавалы и празднества во
Подрежьте у своего любимого питомца шерстяные пучки на ушах, подравняйте,
наклейте на изделие и равномерно расправьте. Ресницы готовы. Как раз такими
являются ресницы у Тинатин (Шота Руставели, «Витязь в тигровой шкуре»).
Помните: «Над пучиной глаз чернильных висли копьями ресницы».
многих странах мира. Все, что можно увидеть на выставке, сделано из
самого доступного для всех нас материала. Возьмите газету или, что еще
лучше, – бумагу, в которую заворачивают посылки на почте – она более пористая. Пропитайте хорошенько клеем, затем приложите к ней слой
марли. Из податливой мягкой массы можно сделать какую угодно маску или
скульптуру. Для волос удобно использовать длинную мочалку из лыка, пеньки.
Например, расплетенный морской канат художник сумел превратить в кудри
Демона. А пышные ресницы легко можно делать из собачьей шерсти.
На вопрос, какой материал предпочитает художник для своей работы, Сергей Иванович отвечал определенно: «…только бумагу. Можно делать из мрамора плохо, и из бумаги хорошо, как из
мрамора. И еще: тут никогда не рискуешь испортить. Сделал не так – не беда. Бери новый лист и
снова создавай.» Впрочем, мастер предпочитал не объяснять этого посетителям его выставок.
Потому что для них важна иллюзия, впечатление, образ…
Широко пользоваться масками начали уже в
античном греческом театре. В старину, в Грузии, крестьяне, справляя праздник урожая, устраивали так называемые берикаоба–шествие масок.
Подрежьте у своего любимого питомца шерстяные пучки на ушах, подравняйте, наклейте на изделие и равномерно расправьте. Ресницы готовы. Как раз такими являются ресницы у Тинатин (Шота Руставели, «Витязь в тигровой шкуре»). Помните: «Над пучиной глаз чернильных
висли копьями ресницы».
В наши дни маски украшают карнавалы и празднества во
многих странах мира. Все, что можно увидеть на выставке, сделано из самого доступного для всех нас материала.
Возьмите газету или, что еще лучше, – бумагу, в которую заворачивают посылки на почте – она более пористая.
Пропитайте хорошенько клеем, затем приложите к ней слой
марли. Из податливой мягкой массы можно сделать какую
угодно маску или скульптуру. Для волос удобно использовать
длинную мочалку из лыка, пеньки. Например, расплетенный
морской канат художник сумел превратить в кудри Демона. А
пышные ресницы легко можно делать из собачьей шерсти.
На вопрос, какой материал предпочитает художник для своей работы, Сергей Иванович отвечал определенно: «…только бумагу. Можно делать из мрамора плохо, и из бумаги хорошо, как из мрамора. И еще: тут никогда не рискуешь испортить. Сделал не так – не беда. Бери новый лист и снова создавай.» Впрочем, мастер предпочитал не объяснять этого посетителям его выставок. Потому что для них важна иллюзия, впечатление, образ…

О создателе

Сергей Иванович Потапов родился 30 марта 1905 года в г. Переславле-Залесском Ярославской области в семье помещика. Семья была большая: 9 сестер и 2 брата. Самым младшим из детей был Сергей Иванович.
Оставшись рано без родителей (отец умер в 1910 г, а мать – в 1915 г.), он жил с сестрами. Вскоре все они вышли замуж и разъехались, а Сергей с младшей сестрой остался обрабатывать три десятины земли.
В 1927 г. Сергей Иванович был призван служить в армию в город Нижний Новгород во 2-ой радио-полк. В 1929 г. демобилизовался, но наступившие революционные годы не позволили художнику вернуться в родительский дом, так как все имущество было передано сельсовету. Будущий художник остался без дома, средств к существованию и уехал в г. Батуми. Там он устроился на работу в военторг. Раскулачивание, проходившее в то время повсеместно, заставило всех членов семьи покинуть родительский кров и разбрестись далеко по свету. До сих пор не известна судьба остальных родственников Сергея Ивановича.
В г. Батуми Сергей Иванович работал в полковых ларьках продавцом, затем заведующим прачечной. Там его застала Великая отечественная война. В 1941 году он был призван служить в г. Поти в воинской части С.Н.и С. В 1945 году переведен в Румынию, в г. Констанция, в 1946 г. – в Болгарию, г. Варна, где и служил в рядах Советской Армии по 1947 г.
В годы службы Сергей Иванович постоянно применял свой талант, о чем свидетельствуют огромное количество грамот и поощрительных писем. По заказам командования он выполнял определенные творческие задачи (барельефы Ленина, Сталина и т.д.). После войны
возвратился в г. Севастополь и там служил сверхсрочно в звании старшины 2-й статьи на должности повара. В 1953 г. демобилизовался и вернулся в г. Батуми.
Там он создал свою первую творческую работу по произведениям Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Несколько своих работ Сергей Иванович отослал на ВДНХ в Москву и по результатам выставки был награжден дипломом второй степени, серебряной медалью и денежной премией. Переславские власти, услышав, что их земляк награжден такой престижной премией, написали ему письмо с предложением вернуться на родину, привезти свое творчество в Переславль и разместить его в Переславском музее-заповеднике.
Шло время, менялось руководство музея, политика страны, выставку не выставляли. Но народная любовь велика, и люди со всего Советского Союза присылали посылки и приезжали к нему домой, чтобы увидеть это чудо. На протяжении 10 лет маски лежали в ящиках, хранились дома. И однажды нелепый случай замыкания электропроводки привёл к тому, что в огне погибла часть работ. Художник очень сильно переживал.
На протяжении всей жизни Сергей Иванович был очень энергичен, весел, не унывал даже в самые трудные минуты своей жизни. И, конечно, безумно хотел признания своего таланта. В те далекие времена получить признание властей было сложно, но он достиг самого главного – любви народа.
Близкие отношения поддерживал с сестрой Катериной и ее детьми, и им же незадолго до смерти завещал быть хранителями своих работ.
был очень одаренным иконописцем, и, видимо, этот талант передался по наследству. У всех из 11 детей проявлялись задатки к живописи и лепке. Например, одна из сестер – Елена Ивановна – жила в Москве. И в трудные годы советской власти зарабатывала на хлеб тем, что лепила сувенирные барельефы из гипса и папье-маше. Эти работы, возможно, до сих пор сохранились в частных коллекциях. Но больше всего талант развился и нашел свое воплощение в искусстве Сергея Ивановича.
Дядя Сергея Ивановича по материнской линии
Сергей Иванович Потапов родился 30 марта 1905 года в г. Переславле-Залесском Ярославской области в семье помещика. Семья была большая: 9 сестер и 2 брата. Самым младшим из детей был Сергей Иванович.
Оставшись рано без родителей (отец умер в 1910 г, а мать – в 1915 г.), он жил с сестрами. Вскоре все они вышли замуж и разъехались, а Сергей с младшей сестрой остался обрабатывать три десятины земли.
Дядя Сергея Ивановича по материнской линии был очень одаренным иконописцем, и, видимо, этот талант передался по наследству. У всех из 11 детей проявлялись задатки к живописи и лепке. Например, одна из сестер – Елена Ивановна – жила в Москве. И в трудные годы советской власти зарабатывала на хлеб тем, что лепила сувенирные барельефы из гипса и папье-маше. Эти работы, возможно, до сих пор сохранились в частных коллекциях. Но
В 1927 г. Сергей Иванович был призван служить в армию в город Нижний Новгород во 2-ой радио-полк. В 1929 г. демобилизовался, но наступившие революционные годы не позволили художнику вернуться в родительский дом, так как все имущество было передано сельсовету. Будущий художник остался без дома, средств к существованию и уехал в г. Батуми. Там он устроился на работу в военторг. Раскулачивание, проходившее в то время повсеместно, заставило всех членов семьи покинуть родительский кров и разбрестись далеко по свету. До сих пор не известна судьба остальных родственников Сергея Ивановича.
В г. Батуми Сергей Иванович работал в полковых ларьках продавцом, затем заведующим прачечной. Там его застала Великая отечественная война. В 1941 году он был призван служить в г. Поти в воинской части С.Н.и С. В 1945 году переведен в Румынию, в г. Констанция, в 1946 г. – в Болгарию, г. Варна, где и служил в рядах Советской Армии по 1947 г.
В годы службы Сергей Иванович постоянно применял свой талант, о чем свидетельствуют огромное количество грамот и поощрительных писем. По заказам командования он выполнял определенные творческие задачи (барельефы Ленина, Сталина и т.д.). После войны
возвратился в г. Севастополь и там служил сверхсрочно в звании старшины 2-й статьи на должности повара. В 1953 г. демобилизовался и вернулся в г. Батуми.
Там он создал свою первую творческую работу по произведениям Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Несколько своих работ Сергей Иванович отослал на ВДНХ в Москву и по результатам выставки был награжден дипломом второй степени, серебряной медалью и денежной премией. Переславские власти, услышав, что их земляк награжден такой престижной премией,
Шло время, менялось руководство музея, политика страны, выставку не выставляли. Но народная любовь велика, и люди со всего Советского Союза присылали посылки и приезжали к нему домой, чтобы увидеть это чудо. На протяжении 10 лет маски лежали в ящиках, хранились дома. И однажды нелепый случай замыкания электропроводки привёл к тому, что в огне погибла часть работ. Художник очень сильно переживал.
На протяжении всей жизни Сергей Иванович был очень энергичен, весел, не унывал даже в самые трудные минуты своей жизни. И, конечно, безумно хотел признания своего таланта. В те далекие времена получить признание властей было сложно, но он достиг самого главного – любви народа.
Близкие отношения поддерживал с сестрой Катериной и ее детьми, и им же незадолго до смерти завещал быть хранителями своих работ.
больше всего талант развился и нашел свое воплощение в искусстве Сергея Ивановича.
написали ему письмо с предложением вернуться на родину, привезти свое творчество в Переславль и разместить его в Переславском музее-заповеднике.
Сергей Иванович Потапов родился 30 марта 1905 года в г. Переславле-Залесском Ярославской области в семье помещика. Семья была большая: 9 сестер и 2 брата. Самым младшим из детей был Сергей Иванович.
Оставшись рано без родителей (отец умер в 1910 г, а мать – в 1915 г.), он жил с сестрами. Вскоре все они вышли замуж и разъехались, а Сергей с младшей сестрой остался обрабатывать три десятины земли.
Дядя Сергея Ивановича по материнской линии был очень одаренным иконописцем, и, видимо, этот талант передался по наследству. У всех из 11 детей проявлялись задатки к живописи и лепке. Например, одна из сестер – Елена Ивановна – жила в Москве. И в трудные годы советской власти зарабатывала на хлеб тем, что лепила сувенирные барельефы из гипса и папье-маше. Эти работы, возможно, до сих пор сохранились в частных коллекциях. Но больше всего талант развился и нашел свое воплощение в искусстве Сергея Ивановича.
В 1927 г. Сергей Иванович был призван служить в армию в город Нижний Новгород во 2-ой радио-полк. В 1929 г. демобилизовался, но наступившие революционные годы не позволили художнику вернуться в родительский дом, так как все имущество было передано сельсовету. Будущий художник остался без дома, средств к существованию и уехал в г. Батуми. Там он устроился на работу в военторг. Раскулачивание, проходившее в то время повсеместно, заставило всех членов семьи покинуть родительский кров и разбрестись далеко по свету. До сих пор не известна судьба остальных родственников Сергея Ивановича.
В г. Батуми Сергей Иванович работал в полковых ларьках продавцом, затем заведующим прачечной. Там его застала Великая отечественная война. В 1941 году он был призван служить в г. Поти в воинской части С.Н.и С. В 1945 году переведен в Румынию, в г. Констанция, в 1946 г. – в Болгарию, г. Варна, где и служил в рядах Советской Армии по 1947 г.
В годы службы Сергей Иванович постоянно применял свой талант, о чем свидетельствуют огромное количество грамот и поощрительных писем. По заказам командования он выполнял определенные творческие задачи (барельефы Ленина, Сталина и т.д.). После войны возвратился в г. Севастополь и там служил сверхсрочно в звании старшины 2-й статьи на должности повара. В 1953 г. демобилизовался и вернулся в г. Батуми.
Там он создал свою первую творческую работу по произведениям Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Несколько своих работ Сергей Иванович отослал на ВДНХ в Москву и по результатам выставки был награжден дипломом второй степени, серебряной медалью и денежной премией. Переславские власти, услышав, что их земляк награжден такой престижной премией, написали ему письмо с предложением вернуться на родину, привезти свое творчество в Переславль и разместить его в Переславском музее-заповеднике.
Шло время, менялось руководство музея, политика страны, выставку не выставляли. Но народная любовь велика, и люди со всего Советского Союза присылали посылки и приезжали к нему домой, чтобы увидеть это чудо. На протяжении 10 лет маски лежали в ящиках, хранились дома. И однажды нелепый случай замыкания электропроводки привёл к тому, что в огне погибла часть работ. Художник очень сильно переживал.
На протяжении всей жизни Сергей Иванович был очень энергичен, весел, не унывал даже в самые трудные минуты своей жизни. И, конечно, безумно хотел признания своего
Близкие отношения поддерживал с сестрой Катериной и ее детьми, и им же незадолго до смерти завещал быть хранителями своих работ.
таланта. В те далекие времена получить признание властей было сложно, но он достиг самого главного – любви народа.
Сергей Иванович Потапов родился 30 марта 1905 года в г. Переславле-Залесском Ярославской области в семье помещика. Семья была большая: 9 сестер и 2 брата. Самым младшим из детей был Сергей Иванович.
Оставшись рано без родителей (отец умер в 1910 г, а мать – в 1915 г.), он жил с сестрами. Вскоре все они вышли замуж и разъехались, а Сергей с младшей сестрой остался обрабатывать три десятины земли.
Дядя Сергея Ивановича по материнской линии был очень одаренным иконописцем, и, видимо, этот талант передался по наследству. У всех из 11 детей проявлялись задатки к живописи и лепке. Например, одна из сестер – Елена Ивановна – жила в Москве. И в трудные годы советской власти зарабатывала на хлеб тем, что лепила сувенирные барельефы из гипса и папье-маше. Эти работы, возможно, до сих пор сохранились в частных коллекциях. Но больше всего талант развился и нашел свое воплощение в искусстве Сергея Ивановича.
В 1927 г. Сергей Иванович был призван служить в армию в город Нижний Новгород во 2-ой радио-полк. В 1929 г. демобилизовался, но наступившие революционные годы не позволили художнику вернуться в родительский дом, так как все имущество было передано сельсовету. Будущий художник остался без дома, средств к существованию и уехал в г. Батуми. Там он устроился на работу в военторг. Раскулачивание, проходившее в то время повсеместно, заставило всех членов семьи покинуть родительский кров и разбрестись далеко по свету. До сих пор не известна судьба остальных родственников Сергея Ивановича.
В г. Батуми Сергей Иванович работал в полковых ларьках продавцом, затем заведующим прачечной. Там его застала Великая отечественная война. В 1941 году он был призван служить в г. Поти в воинской части С.Н.и С. В 1945 году переведен в Румынию, в г. Констанция, в 1946 г. – в Болгарию, г. Варна, где и служил в рядах Советской Армии по 1947 г.
В годы службы Сергей Иванович постоянно применял свой талант, о чем свидетельствуют огромное количество грамот и поощрительных писем. По заказам командования он выполнял определенные творческие задачи (барельефы Ленина, Сталина и т.д.). После войны возвратился в г. Севастополь и там служил сверхсрочно в звании старшины 2-й статьи на должности повара. В 1953 г. демобилизовался и вернулся в г. Батуми.
Там он создал свою первую творческую работу по произведениям Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Несколько своих работ Сергей Иванович отослал на ВДНХ в Москву и по результатам выставки был награжден дипломом второй степени, серебряной медалью и денежной премией. Переславские власти, услышав, что их земляк награжден такой престижной премией, написали ему письмо с предложением вернуться на родину, привезти свое творчество в Переславль и разместить его в Переславском музее-заповеднике.
Шло время, менялось руководство музея, политика страны, выставку не выставляли. Но народная любовь велика, и люди со всего Советского Союза присылали посылки и приезжали к нему домой, чтобы увидеть это чудо. На протяжении 10 лет маски лежали в ящиках, хранились дома. И однажды нелепый случай замыкания электропроводки привёл к тому, что в огне погибла часть работ. Художник очень сильно переживал.
На протяжении всей жизни Сергей Иванович был очень энергичен, весел, не унывал даже в самые трудные минуты своей жизни. И, конечно, безумно хотел признания своего таланта. В те далекие времена получить признание властей было сложно, но он достиг самого главного – любви народа.
Близкие отношения поддерживал с сестрой Катериной и ее детьми, и им же незадолго до смерти завещал быть хранителями своих работ.
Сергей Иванович Потапов родился 30 марта 1905 года в г. Переславле-Залесском Ярославской области в семье помещика. Семья была большая: 9 сестер и 2 брата. Самым младшим из детей был Сергей Иванович.
Оставшись рано без родителей (отец умер в 1910 г, а мать – в 1915 г.), он жил с сестрами. Вскоре все они вышли замуж и разъехались, а Сергей с младшей сестрой остался обрабатывать три десятины земли.
Дядя Сергея Ивановича по материнской линии был очень одаренным иконописцем, и, видимо, этот талант передался по наследству. У всех из 11 детей проявлялись задатки к живописи и лепке. Например, одна из сестер – Елена Ивановна – жила в Москве. И в трудные годы советской власти зарабатывала на хлеб тем, что лепила сувенирные барельефы из гипса и папье-маше. Эти работы, возможно, до сих пор сохранились в частных коллекциях. Но больше всего талант развился и нашел свое воплощение в искусстве Сергея Ивановича.
В 1927 г. Сергей Иванович был призван служить в армию в город Нижний Новгород во 2-ой радио-полк. В 1929 г. демобилизовался, но наступившие революционные годы не позволили художнику вернуться в родительский дом, так как все имущество было передано сельсовету. Будущий художник остался без дома, средств к существованию и уехал в г. Батуми. Там он устроился на работу в военторг. Раскулачивание, проходившее в то время повсеместно, заставило всех членов семьи покинуть родительский кров и разбрестись далеко по свету. До сих пор не известна судьба остальных родственников Сергея Ивановича.
В г. Батуми Сергей Иванович работал в полковых ларьках продавцом, затем заведующим прачечной. Там его застала Великая отечественная война. В 1941 году он был призван служить в г. Поти в воинской части С.Н.и С. В 1945 году переведен в Румынию, в г. Констанция, в 1946 г. – в Болгарию, г. Варна, где и служил в рядах Советской Армии по 1947 г.
В годы службы Сергей Иванович постоянно применял свой талант, о чем свидетельствуют огромное количество грамот и поощрительных писем. По заказам командования он выполнял определенные творческие задачи (барельефы Ленина, Сталина и т.д.). После войны возвратился в г. Севастополь и там служил сверхсрочно в звании старшины 2-й статьи на должности повара. В 1953 г. демобилизовался и вернулся в г. Батуми.
Там он создал свою первую творческую работу по произведениям Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Несколько своих работ Сергей Иванович отослал на ВДНХ в Москву и по результатам выставки был награжден дипломом второй степени, серебряной медалью и денежной премией. Переславские власти, услышав, что их земляк награжден такой престижной премией, написали ему письмо с предложением вернуться на родину, привезти свое творчество в Переславль и разместить его в Переславском музее-заповеднике.
Шло время, менялось руководство музея, политика страны, выставку не выставляли. Но народная любовь велика, и люди со всего Советского Союза присылали посылки и приезжали к нему домой, чтобы увидеть это чудо. На протяжении 10 лет маски лежали в ящиках, хранились дома. И однажды нелепый случай замыкания электропроводки привёл к тому, что в огне погибла часть работ. Художник очень сильно переживал.
На протяжении всей жизни Сергей Иванович был очень энергичен, весел, не унывал даже в самые трудные минуты своей жизни. И, конечно, безумно хотел признания своего таланта. В те далекие времена получить признание властей было сложно, но он достиг самого главного – любви народа.
Близкие отношения поддерживал с сестрой Катериной и ее детьми, и им же незадолго до смерти завещал быть хранителями своих работ.

История музея

⠀⠀Щедра наша земля талантами, и находишь их зачастую там, где и не ждешь. На выставку масок в Переславле я пошел с неохотой, но задержался там надолго. Она ошеломляет: не маски увидел я, а скульптурные портреты!
⠀⠀А началось все с того, что Сережу Потапова попросили сделать несколько масок для школьного вечера. Уже в 15 лет он вылепил свою первую скульптуру «Балерина». И с юношеских лет начал увлекаться лепкой карнавальных масок. Постепенно перешел от изображения сказочных героев к литературным образам, так как всю жизнь любимым занятием Сергея Ивановича было чтение. Многие произведения мастер знал наизусть. И если вдруг возникало сомнение по поводу того или иного портрета, художник тут же цитировал строки из соответствующей сказки, повести или поэмы.
⠀⠀За всю творческую жизнь было создано более 100 масок на оперные, литературные, сказочные и карнавальные темы. Они завоевали огромную популярность у зрителей всех возрастов, служебных положений и рангов. Маски героев Гоголя «Мертвые души» и «Ревизор», снятые на слайды, демонстрировались в школах, изучающих эти произведения.
В 1967 г. маски экспонировались в фойе московского кинотеатра «Художественный». Постановлением Главного Комитета ВДНХ № 508 от 31 мая 1968 года участника выставки 1967 года по павильону Советская культура раздела культурно-просветительские учреждения за серию театральных масок, создание галереи масок персонажей из повести Гоголя «Мертвые души» Сергею Ивановичу присудил диплом второй степени, серебряную медаль и денежную премию. За весь период выставок содержится более 50 книг отзывов на всех языках бывшего СССР. Работы выставлялись на одиннадцати персональных и самых престижных выставках России (Казань 1972 г., 1979 г., Москва 1967 г. 1992 г.) О масках писали более чем в 20 газетах на разных языках, было получено письмо из Австрии, г. Вена, от музейного работника на немецком языке. Это письмо было переведено на русский язык и напечатано в журналах "Театральная жизнь", "Огонек" № 33 за август 1975 г., "Здоровье" № 3 1978 г., "Клуб и художественная самодеятельность" № 6 1980 г. Выставки масок посещали и высокие гости – министр культуры РСФСР Меленев Юрий Серафимович, Констандов – зам. председателя совета Министров СССР, которые также были восхищены экспозицией. Работы Сергея Ивановича неоднократно показывались по телевидению.
Несколько раз поступали предложения от иностранцев о приобретении экспозиции в частные коллекции.
⠀⠀Щедра наша земля талантами, и находишь их зачастую там, где и не ждешь. На выставку масок в Переславле я пошел с неохотой, но задержался там надолго. Она ошеломляет: не маски увидел я, а скульптурные портреты!
⠀⠀А началось все с того, что Сережу Потапова попросили сделать несколько масок для школьного вечера. Уже в 15 лет он вылепил свою первую скульптуру «Балерина». И с юношеских лет начал увлекаться лепкой карнавальных масок. Постепенно перешел от изображения сказочных героев к литературным образам, так как всю жизнь любимым занятием Сергея Ивановича было чтение. Многие произведения мастер знал наизусть. И если вдруг возникало сомнение по поводу того или иного портрета, художник тут же цитировал строки из соответствующей сказки, повести или поэмы.
⠀⠀За всю творческую жизнь было создано более 100 масок на оперные, литературные, сказочные и карнавальные темы. Они завоевали огромную популярность у зрителей всех возрастов, служебных положений и рангов. Маски героев Гоголя «Мертвые души» и «Ревизор», снятые на слайды, демонстрировались в школах, изучающих эти произведения.
В 1967 г. маски экспонировались в фойе московского кинотеатра «Художественный». Постановлением Главного Комитета ВДНХ № 508 от 31 мая 1968 года участника выставки 1967 года по павильону Советская культура раздела культурно-просветительские учреждения за серию театральных масок, создание галереи масок персонажей из повести Гоголя «Мертвые души» Сергею Ивановичу присудил диплом второй степени, серебряную медаль и денежную премию. За весь период выставок содержится более 50 книг отзывов на всех языках бывшего СССР. Работы выставлялись на одиннадцати персональных и самых престижных выставках России (Казань 1972 г., 1979 г., Москва 1967 г. 1992 г.) О масках писали более чем в 20 газетах на разных языках, было получено письмо из Австрии, г. Вена, от музейного работника на немецком языке. Это письмо было переведено на русский язык и напечатано в журналах "Театральная жизнь", "Огонек" № 33 за август 1975 г., "Здоровье" № 3 1978 г., "Клуб и художественная самодеятельность" № 6 1980 г. Выставки масок посещали и высокие гости – министр культуры РСФСР Меленев Юрий Серафимович, Констандов – зам. председателя совета Министров СССР, которые также были восхищены экспозицией. Работы Сергея Ивановича неоднократно показывались по телевидению.
Несколько раз поступали предложения от иностранцев о приобретении экспозиции в частные коллекции.
⠀⠀Щедра наша земля талантами, и находишь их зачастую там, где и не ждешь. На выставку масок в Переславле я пошел с неохотой, но задержался там надолго. Она ошеломляет: не маски увидел я, а скульптурные портреты!
⠀⠀А началось все с того, что Сережу Потапова попросили сделать несколько масок для школьного вечера. Уже в 15 лет он вылепил свою первую скульптуру «Балерина». И с юношеских лет начал увлекаться лепкой карнавальных масок. Постепенно перешел от изображения сказочных героев к литературным образам, так как всю жизнь любимым занятием Сергея Ивановича было чтение. Многие произведения мастер знал наизусть. И если вдруг возникало сомнение по поводу того или иного портрета, художник тут же цитировал строки из соответствующей сказки, повести или поэмы.
⠀⠀За всю творческую жизнь было создано более 100 масок на оперные, литературные, сказочные и карнавальные темы. Они завоевали огромную популярность у зрителей всех возрастов, служебных положений и рангов. Маски героев Гоголя «Мертвые души» и «Ревизор», снятые на слайды, демонстрировались в школах, изучающих эти произведения.
В 1967 г. маски экспонировались в фойе московского кинотеатра «Художественный». Постановлением Главного Комитета ВДНХ № 508 от 31 мая 1968 года участника выставки 1967 года по павильону Советская культура раздела культурно-просветительские учреждения за серию театральных масок, создание галереи масок персонажей из повести Гоголя «Мертвые души» Сергею Ивановичу присудил диплом второй степени, серебряную медаль и денежную премию. За весь период выставок содержится более 50 книг отзывов на всех языках бывшего СССР. Работы выставлялись на одиннадцати персональных и самых престижных выставках России (Казань 1972 г., 1979 г., Москва 1967 г. 1992 г.) О масках писали более чем в 20 газетах на разных языках, было получено письмо из Австрии, г. Вена, от музейного работника на немецком языке. Это письмо было переведено на русский язык и напечатано в журналах "Театральная жизнь", "Огонек" № 33 за август 1975 г., "Здоровье" № 3 1978 г., "Клуб и художественная самодеятельность" № 6 1980 г. Выставки масок посещали и высокие гости – министр культуры РСФСР Меленев Юрий Серафимович, Констандов – зам. председателя совета Министров СССР, которые также были восхищены экспозицией. Работы Сергея Ивановича неоднократно показывались по телевидению.
Несколько раз поступали предложения от иностранцев о приобретении экспозиции в частные коллекции.
⠀⠀Щедра наша земля талантами, и находишь их зачастую там, где и не ждешь. На выставку масок в Переславле я пошел с неохотой, но задержался там надолго. Она ошеломляет: не маски увидел я, а скульптурные портреты!
⠀⠀А началось все с того, что Сережу Потапова попросили сделать несколько масок для школьного вечера. Уже в 15 лет он вылепил свою первую скульптуру «Балерина». И с юношеских лет начал увлекаться лепкой карнавальных масок. Постепенно перешел от изображения сказочных героев к литературным образам, так как всю жизнь любимым занятием Сергея Ивановича было чтение. Многие произведения мастер знал наизусть. И если вдруг возникало сомнение по поводу того или иного портрета, художник тут же цитировал строки из соответствующей сказки, повести или поэмы.
⠀⠀За всю творческую жизнь было создано более 100 масок на оперные, литературные, сказочные и карнавальные темы. Они завоевали огромную популярность у зрителей всех возрастов, служебных положений и рангов. Маски героев Гоголя «Мертвые души» и «Ревизор», снятые на слайды, демонстрировались в школах, изучающих эти произведения.
В 1967 г. маски экспонировались в фойе московского кинотеатра «Художественный». Постановлением Главного Комитета ВДНХ № 508 от 31 мая 1968 года участника выставки 1967 года по павильону Советская культура раздела культурно-просветительские учреждения за серию театральных масок, создание галереи масок персонажей из повести Гоголя «Мертвые души» Сергею Ивановичу присудил диплом второй степени, серебряную медаль и денежную премию. За весь период выставок содержится более 50 книг отзывов на всех языках бывшего СССР. Работы выставлялись на одиннадцати персональных и самых престижных выставках России (Казань 1972 г., 1979 г., Москва 1967 г. 1992 г.) О масках писали более чем в 20 газетах на разных языках, было получено письмо из Австрии, г. Вена, от музейного работника на немецком языке. Это письмо было переведено на русский язык и напечатано в журналах "Театральная жизнь", "Огонек" № 33 за август 1975 г., "Здоровье" № 3 1978 г., "Клуб и художественная самодеятельность" № 6 1980 г. Выставки масок посещали и высокие гости – министр культуры РСФСР Меленев Юрий Серафимович, Констандов – зам. председателя совета Министров СССР, которые также были восхищены экспозицией. Работы Сергея Ивановича неоднократно показывались по телевидению.
Несколько раз поступали предложения от иностранцев о приобретении экспозиции в частные коллекции.
⠀⠀Щедра наша земля талантами, и находишь их зачастую там, где и не ждешь. На выставку масок в Переславле я пошел с неохотой, но задержался там надолго. Она ошеломляет: не маски увидел я, а скульптурные портреты!
⠀⠀А началось все с того, что Сережу Потапова попросили сделать несколько масок для школьного вечера. Уже в 15 лет он вылепил свою первую скульптуру «Балерина». И с юношеских лет начал увлекаться лепкой карнавальных масок. Постепенно перешел от изображения сказочных героев к литературным образам, так как всю жизнь любимым занятием Сергея Ивановича было чтение. Многие произведения мастер знал наизусть. И если вдруг возникало сомнение по поводу того или иного портрета, художник тут же цитировал строки из соответствующей сказки, повести или поэмы.
⠀⠀За всю творческую жизнь было создано более 100 масок на оперные, литературные, сказочные и карнавальные темы. Они завоевали огромную популярность у зрителей всех возрастов, служебных положений и рангов. Маски героев Гоголя «Мертвые души» и «Ревизор», снятые на слайды, демонстрировались в школах, изучающих эти произведения.
В 1967 г. маски экспонировались в фойе московского кинотеатра «Художественный». Постановлением Главного Комитета ВДНХ № 508 от 31 мая 1968 года участника выставки 1967 года по павильону Советская культура раздела культурно-просветительские учреждения за серию театральных масок, создание галереи масок персонажей из повести Гоголя «Мертвые души» Сергею Ивановичу присудил диплом второй степени, серебряную медаль и денежную премию. За весь период выставок содержится более 50 книг отзывов на всех языках бывшего СССР. Работы выставлялись на одиннадцати персональных и самых престижных выставках России (Казань 1972 г., 1979 г., Москва 1967 г. 1992 г.) О масках писали более чем в 20 газетах на разных языках, было получено письмо из Австрии, г. Вена, от музейного работника на немецком языке. Это письмо было переведено на русский язык и напечатано в журналах "Театральная жизнь", "Огонек" № 33 за август 1975 г., "Здоровье" № 3 1978 г., "Клуб и художественная самодеятельность" № 6 1980 г. Выставки масок посещали и высокие гости – министр культуры РСФСР Меленев Юрий Серафимович, Констандов – зам. председателя совета Министров СССР, которые также были восхищены экспозицией. Работы Сергея Ивановича неоднократно показывались по телевидению.
Несколько раз поступали предложения от иностранцев о приобретении экспозиции в частные коллекции.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website